воскресенье, 2 мая 2010 г.

Как тренировать память и аналитический ум

ученые

После окончания школы рабочей молодёжи в 1958 году, меня приняли на завод учеником слесаря инструментальщика, до этого я работал подсобником в строительном цехе, месил бетон, грузил и разгружал машины. Я освоил работу не только со слесарным инструментом, но и обучился работать на станках токарном, фрезерном, шлифовальном и строгальном. Кроме того, освоил специальность слесаря по ремонту аналитических приборов шестого разряда. Полученные практические навыки строителя и слесаря оказались очень полезны при учёбе в институте и в дальнейшей моей жизни. Считаю, что каждый молодой человек должен проходить аналогичную школу, тогда его жизнь не застанет врасплох, поможет справиться с любой задачей.


Экзамены в школе рабочей молодёжи сдал неплохо и вместе е Игнатьевым Андреем, из интеллигентной еврейской семьи, решил поступать в индустриальный техникум. На экзамене по математике, я быстро решил свой вариант, т. к. готовился по сборнику задач повышенной трудности (Шахно К. У.), а Андрей пристал, просил ему помочь, я решил и его вариант, но молодой преподаватель, почему то благоволивший к Андрею заметил, что я что-то объясняю и грубо попросил меня выйти. Я сказал, что я все сделал, сдал работу и вышел, В результате я получил два а Андрей пять. Он обрадовался и заявил, что он думал, что ему поставят два, ни благодарности, ни извинения я не получил. После этого я решил подать документы на мат мех университета сдал почти все экзамены, но мне кто-то сказал, что университет готовит преподавателей для школы, а такая перспектива меня не устраивала, я, вместо последнего экзамена, я поехал на Карельский перешеек на подводную охоту. Когда я пришел за документами, меня секретарша приемной комиссии направила к декану. Он спросил, какой экзамен я не сдал. В университете был сильный недобор из-за громадного отсева на математике и лично для меня готовы были создать комиссию для сдачи последнего экзамена. Я отказался и в следующем году поступил в институт авиаприборостроения, который закончил в 1965 году. Работа слесарем, умение читать чертежи и пр. здорово помогли учебе в институте и в последующей работе.


О памяти:


Однажды, заведующий одной из лабораторий моего научно - исследовательского отдела уехал в командировку, а мне срочно понадобился какой - то документ, переданный ему, по телефону он сказал, что документ на его столе, я и сотрудники пытались найти этот документ у него на столе. Не нашли в ворохе его бумаг. Когда сотрудник вернулся, сунул руку в ворох бумаг и достал нужную. Я восхитился его памятью и спросил у него, как в этом хаосе он запомнил, где что лежит. Он возразил и сказал, что Вы помните на какой странице книги, что написано. Я, читая техническую литературу, всегда обращал внимание на номер страницы. Эта привычка у меня закрепилась со времен института у нас кроме 12 зачётов каждую сессию было минимум по пять экзаменов. Чтобы уложить громадный материал в голову и при необходимости быстро найти, у меня была отработана своя методика. На подготовку к экзамену у нас отводилось два редко три дня я первый раз читал весь конспект или книгу, и даже не пытался запомнить материал, но пытался его понять. При втором прочтении пытался запомнить несколько страниц и если мысленно я, что то не мог вспомнить открывал нужную страницу конспекта и смотрел, что я не запомнил. и так весь конспект, на третий раз мысленно повторял весь конспект и шел на экзамен, где обычно получал отлично. Эта методика использовалась мной на последних курсах, на первых я запоминал только исходные предпосылки, а не сами доказательства. На экзамене я строил доказательство по этим предпосылкам, фактически повторно воспроизводил доказательства сделанные другими. Так на экзамене по химии мне достался щелочной аккумулятор. Я по исходным компонентам я как бы заново открыл все реакции. Как будто сам был первооткрывателем теории этого аккумулятора, от преподавателя последовал дополнительный вопрос: написать для получения высокой оценки реакции в кислотном аккумуляторе, я отказался от более высокой оценки, т. к. щелочной аккумулятор забрал все силы. Этот метод приучил меня к аналитическому мышлению, что хорошо помогало в моей будущей научно-исследовательской работе, желающие стать учеными должны тренировать свой аналитический ум на решении уже решенных задач по исходным предпосылкам, получая новую задачу я обычно решал её сам и только потом искал решение в литературе и радовался, когда решения совпадали. Однажды получилось так, что решая уравнение Лапласа, получил известное всем фундаментальное решение в виде логарифмической функции, решил использовать другой метод и получил оригинальное решение в виде сложной тригонометрической функции (Милов. В. А. Устройства для контроля прочности. М.1976 с.111). Когда член. кор. АН СССР Костенко М. П. увидел его, он не поверил своим глазам, стал проверять, новое решение оказалось более фундаментальным, чем предыдущее. Фактически на этом решении позже была создана теория кварковых колец (элементарных частиц) сайт: www.vladimerkomlev.spb.ru, открывающая основы мироздания.


Для тренировки аналитического мышления неважно, что получен уже известный результат бывает и так, что исходные предпосылки неверны.


Так, создавая теорию удара, я решил, что в первоначальный момент соприкасающихся тел в зоне соударения развивается громадное давление и, очевидно, идёт разрушение материала. Я составил и решил три нелинейных дифференциальных уравнения. Получил противоречивый результат и вынужден был принять, что в первый момент соударения, тела упруго деформируются и только позже начинается разрушение соударяющихся тел. Результаты совпали с экспериментом.


Я с двумя сотрудниками был в длительной командировке на одном из заводов Украины, сотрудники по вечерам вдвоём играли друг с другом в преферанс, но однажды решили сходить в кино, я остался один. Взял колоду их карт и заметил, что карты с сетчатым рисунком вырубаются произвольно, и нет двух одинаковых карт по рубашке. Выбрал произвольно пять карт и по пересечению линий в месте вырубки стал их запоминать, взял следующие пять карт, запомнил и т. д. Когда сотрудники вернулись, я помнил всю колоду карт по рубашке, предложил им сыграть, но предупредил, что я знаю все карты, пришлось продемонстрировать. Более сложный случай произошёл в поезде г. Борвичи - Питер. Мы возвращались из командировки с группой сотрудников, к нам подошли двое и предложили сыграть в карты, на деньги я заявил, что после второй раздачи я буду знать все карты по рубашке. В вагоне царил полумрак, горела одна лампочка в вблизи двери проводника, я предложил выбрать карту и положить на мой столик рубашкой кверху, а я должен был найти ее в колоде. Велико было удивление шулеров, когда я в темноте нашел эту карту, игроки ушли, забыв про свою колоду карт. В темноте сетчатый рисунок различается интенсивностью светлых и тёмных пятен, достаточно запомнить этот код. Однажды я выручил парня, который проиграл уже около 500 советских рублей шулерам, при раздаче я запомнил по рубашке несколько карт и когда две из них оказались в прикупе, я сказал парню выходи из игры и назвал карты в прикупе, участники коротко посовещались прервать или нет игру, открыли прикуп и обнаружили названные мной карты. Даже для них это был шок.


Единственный раз память меня круто подвела. Я решил освоить преподаваемый в институте иностранный язык и весь осенний семестр посвятил его изучению, поскольку в весеннюю сессию надо сдавать гос. экзамен. В конце осеннего семестра надо было сдавать «тысячи знаков», это примерно 2 страницы текста на иностранном языке, которые надо хорошо читать и переводить. Я на сдачу «тысяч» приходил без своего текста, брал, у кого-то журнал и свободно переводил. В весеннем семестре памятуя, что я достаточно хорошо освоил язык пришел сдавать «тысячи» и с ужасом обнаружил, что свободно переводить не могу С большим трудом сдал положенные «тысячи» и на троечку с трудом сдал гос. экзамен. Для занятий иностранным языком нужна постоянная тренировка.


Учась в институте я подрабатывал на кафедре и с учётом повышенной стипендии получал в сумме больше, чем по окончании института. Ввиду хорошего знания математики, меня привлекали в основном к решению теоретических задач. Математику в институте нам преподавала профессор Вороновская, она безжалостно ставила двойки, поэтому все старались сдавать экзамен ассистентке. Так и я отвечая на билет понял, что дело идет к двойке, остался один я, подходит Вороновская спрашивает, а этот что стоит, аистенка мнётся, а я заново отвечаю билет лично для профессора, она задала несколько интегралов, которые я успешно взял и за дверью все слышали как профессор устроила разгром ассистентке с той поры я стал любимым студентом всех преподавателей высшей математики. Был случай когда весь поток завалип контрольный зачёт по высшей математике. Только один я решил всё правильно, но допустил в конце нелепую описку и весь поток по группам заставили переписывать контрольную, а мне только один пример. Группе давали задание, а мне пример из нового материала, который я не знал, т. к. не ходил на лекции. Я решал все варианты для группы, а меня отправляли на пересдачу с другой группой, так я пропустил через себя все группы и только на последней прочитал новый материал, но ассистентка сказала, что зачет она поставила давно.


Не знаю будет ли полезен мой опыт тренировки памяти и тренировки аналитического мышления для сегодняшних школьников и студентов, но хотелось надеяться, что будет полезен.

1 комментарий:

  1. надо же Олшаускас объявил себя автором моей,приведённой выше, статьи. он не первый плогиатор есть и посерьезнее см раздеп полемика на сайте:http://www.vladimerkomlev.spb.ru/что об этом думаете?
    комлев

    ОтветитьУдалить